На главную

 

 

Сайт основан 1 марта 2003 года

= Основы алгоритмизации и программирования =


Типы величин. Описание констант и переменных.
Команда присваивания.


Правило 1.          Любые величины - ПЕРЕМЕННЫЕ И КОНСТАНТЫ в программировании характеризуются своими типами. Тип величины определяет: формат представления данных в памяти ЭВМ; множество допустимых значений и операций. Основные типы, которые используются в языке программирования Pascal – это числовые, логические и символьные.

Простые стандартные числовые типы величин.

Целые числа.

Наименование типа

Область значений

Byte

0 … 255

Word

0 … 65535

Shorting

-128 … 127

Integer

-32768 … 32767

Longint

-2147483648 … 2147483647


Вещественные (действительные) числа.

Наименование типа

Область значений

Single

1.5E-45 … 3.4E38

Real

2.9E-39 … 1.7E38

Double

5.0E-324 … 1.7E308

Extended

1.9E-4951 … 1.1E4932

Comp

-9.2E18 … 9.2E18


Символьные величины.

Наименование типа

Область значений

Char

Произвольный символ клавиатуры

String

Произвольная цепочка символов клавиатуры


Логические величины.

Наименование типа

Область значений

Boolean

Либо true (истина), либо false (ложь)


Арифметические операции и математические функции.

Операции функции

Тип аргумента

Тип значения

Действие

*

real

real

умножение

*

integer

integer

умножение

*

integer, real

real

умножение

/

integer

real

деление

/

real

real

деление

/

integer, real

real

деление

div

integer

integer

деление без остатка

mod

integer

integer

остаток от деления

+

real

real

сложение

+

integer

integer

сложение

+

integer, real

real

сложение

-

real

real

вычитание

-

integer

integer

вычитание

-

integer, real

real

вычитание

abs(x)

integer, real

как x

абсолютное значение х (модуль)

exp(x)

real

real

значением функции является е в степени х, т.е.

cos(x)

real

real

косинус х. х должен задаваться в радианах

sin(x)

real

real

синус х. х должен задаваться в радианах

arctan(x)

real

real

арктангенс х, т.е. главное его значение в области
/2 …
/2

ln(x)

real

real

значением функции является натуральный логарифм х (x>0)

sqr(x)

integer, real

как x

значением функции является квадрат х

sqrt(x)

real

real

значением функции является квадратный корень из х (x>=0)

inc(x,n)

integer

integer

значением функции является значение х, увеличенное на n. если n отсутствует, х увеличивается на 1 (х:=х+1)

dec(x,n)

integer

integer

значением функции является значение х, уменьшенное на n. если n отсутствует, х уменьшается на 1 (х:=х-1)

int(x)

real

real

значением функции является целая часть х.

frac(x)

real

real

значением функции является дробная часть х.

round(x)

real

longint

значением функции является значение х, округлённое до следующего целого числа.

trunc(x)

real

longint

значением функции является целая часть х, при этом дробная часть просто отбрасывается.

Правило 2.          Переменные и константы имеют свои имена, данные программистом.
Имя – это последовательность символов (до 10), состоящая из английских букв и цифр, без пробелов.

Правило 3.          Константа – это некоторая неизменяемая величина определённого типа, которая должна быть объявлена после слова const, для этого надо указать имя константы и её значение.

Правило 4.          Переменная – это элемент программы, предназначенный для хранения, изменения и передачи данных внутри неё. Переменная должна быть объявлена после слова var, для этого необходимо указать имя переменной и её тип.

Правило 5.          Объявление констант и переменных осуществляется в разделе описаний:

Program name;

const имя величины=значение; … имя величины=значение;

var список (через запятую) переменных одного типа : тип ;        
       
… … …           
список (через запятую)  переменных другого типа : тип;

           begin
... ... ...
end.

Правило 6.          Команда присваивания имеет вид: имя переменной := выражение;

а) данная команда позволяет поместить определённое значение в переменную, либо заменить текущее значение новым значением, которое задаётся выражением, стоящим справа от знака присваивания.

б) если одной и той же переменной присваивают одно значение, а затем другое, то первое значение безвозвратно исчезает.

В) тип переменной, стоящей слева от знака присваивания должен соответствовать типу выражения справа от знака присваивания.

 

Например: Найти значение выражения 2ab-cos2t,    если    t = 450, +5,      b= a*cos t

Выбрать правильные варианты решения:
Вариант №1.
program primer;
 const t = 45;
 var a,b,c,d : real;
begin
 a:=exp(1/3*ln(8))+5;
 c:=pi*t/180;
 b:=a*cos(c);
 d:=2*a*b+sqr(cos(c));
 writeln('ответ=',d);
end.
Вариант №2.
program primer;
  var t,a,b,c,d : real;
begin
  t:=45;
  a:=exp(1/3*ln(8))+5;
  c:=pi*t/180;
  b:=a*cos(c);
  d:=2*a*b+sqr(cos(c));
  writeln('ответ=',d);
end.
Вариант №3.
program primer;
  var t,a,b,c,d : real;
begin
  c:=pi*t/180;
  t:=45;
  a:=exp(1/3*ln(8))+5;
  b:=a*cos(c);
  d:=2*a*b+sqr(cos(c));
  writeln('ответ=',d);
end.

Наверх

На главную

 

Дизайн : WWS corporation & ROKI company.