На главную

 

 

Сайт основан 1 марта 2003 года

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.    Г. Лихтенберг

Рекомендации

На сайте представлена электронная версия книги под названием
А л ь б о м   з а н и м а т е л ь н ы х   з а д а ч
.
К сожалению, альбом, с которым пришлось работать авторам электронного варианта тестов, был без титульных листов, и авторы альбома остались для нас неизвестными. Большая просьба ко всем, кто знает авторов альбома - откликнетесь! Нам надо знать, кто автор первоисточника.

Методические рекомендации по работе с книгой.

     Альбом занимательных задач предназначен для самостоятельных занятий детей и для работы под руководством взрослых (в последнем случае занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми). В нем предлагаются тренировочные упражнения для развития у детей восприятия, пространственного воображения, мышления и других умственных способностей.
     Задачи, включенные в альбом, подобраны с учетом ряда обстоятельств.
     Прежде всего, авторы старались охватить как можно более широкий диапазон психических процессов, начиная от таких сравнительно простых, как пространственное восприятие, и кончая более сложными (воображение, мыслительный анализ, сравнение, умозаключение и т.д.). В связи с этим в основу последовательности серий положен принцип перехода от упражнения более простых способностей к упражнению более сложных. При этом задачи, требующие применения более сложных способностей, не обязательно труднее, и наоборот.

Вернуться на развивающие тесты для малышей

     Так как задачи различаются по уровням трудности, их можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Отдельные серии задач могут заинтересовать и учащихся среднего школьного возраста - многое зависит от индивидуальных различий в умственном развитии отдельных детей.
     Более развитые дети могут решать задачи (по крайней мере, некоторых серий (WWS: тестов)) в основном самостоятельно. Разумеется, прежде чем предоставить ребенку полную самостоятельность в решении тех или иных задач, нужно убедиться в доступности, как самих задач, так и инструкции к ним.
     Детям, которые еще не научились работать самостоятельно, следует оказать конкретную помощь. Это предъявляет определенные требования к педагогам и родителям, которые должны разобраться в очередной серии задач, воспользовавшись, в частности, приведенными ниже рекомендациями. Нельзя допускать, чтобы в процессе занятий могла возникнуть ситуация, когда взрослый не может решить ту или иную задачу.
     Приступая непосредственно к упражнениям, в первую очередь следует позаботиться, чтобы ребенок понял инструкцию по каждой очередной серии задач. Взрослый разъясняет инструкцию на примере первой задачи данной серии. После этого ребенок своими словами излагает требования, содержащиеся в инструкции. Обнаружившиеся при этом пробелы восполняются с помощью наводящих вопросов, подсказок, разъяснений. При этом должна быть соблюдена мера, так как объяснения, не связанные непосредственно с активными действиями ребенка, утомляют его, притупляют возникший интерес, вызывают разочарование. Словесные указания взрослого должны лишь направлять ход мысли ребенка.
     Если ребенок не может объяснить своих действий, но задачу решает успешно, тогда взрослый должен помочь ему осознать и выразить словами способ решения. В тех случаях, когда ребенок решил одну или две задачи, а с последующими справиться не может, постарайтесь разобрать с ним, как ему удалось решить задачу, с тем, чтобы он затем самостоятельно перенес способ решения на последующие задачи.
     Характеризуя игровую деятельность ребенка, Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала: "Если попалась интересная игра, то ребенок бесконечное число раз проделывает одно и то же, пока он этим не овладеет, и это ему не надоедает" (Крупская Н.К. О нулёвке.- Педагогические сочинения В 10-ти т. М..- 1959, т. 3, с. 597.) Учитывая это, авторы включили в каждую серию значительное количество задач, однако не нужно принуждать ребенка решать много задач подряд. Если ребенок устал, отвлекается, переводит разговор на другие темы, сразу же прекращайте занятия. Иногда целесообразно чередовать решение задач нескольких серий, принимая во внимание, что каждая серия направлена на развитие определенных умственных способностей или качеств мыслительной деятельности.

Вернуться на развивающие тесты для малышей

     Серия 1 "Найди рисунок-двойник" (ответы) - сравнительно легкая. В основном предназначена для дошкольников. Цель серии - способствовать преодолению чрезмерной импульсивности при восприятии различных объектов, склонности к быстрому и необдуманному принятию решений, к опрометчивым поступкам, т.е. вырабатывает у ребенка привычку к рассудительности. Близкое сходство нескольких изображений одного и того же предмета, наличие в них тождественных элементов, наталкивает ребенка на быстрый, но неверный выбор. Разочарование, вызванное допущенной ошибкой, способствует осознанию этого недостатка. В результате развивается рассудительность, способность подавлять импульсивные реакции, возникающие в процессе умственной деятельности.
     Серия 2 "Где два одинаковых?" (ответы) отличается от предыдущей более высоким уровнем трудности. В задачах этой серии отсутствует исходный рисунок-эталон, по которому нужно отыскать точную копию.
     Решая с детьми задачи серии 1 и 2, педагог выясняет, отличается ли ребенок, повышенной импульсивностью. Установить это нетрудно: если почти по каждой задаче он дает быстрый, но правильный ответ, значит, повышенной импульсивности у ребенка нет. По отношению к такому ребенку решение задач данной серии будет способствовать дальнейшему развитию у него быстроты восприятия. Для того, чтобы он приучался сознательно выполнять любое действие, предложите ему после решения очередной задачи рассказать о способе, который он при этом применил.
     Если ребенок отвечает неправильно и к тому же очень быстро, почти не думая, значит, он принадлежит к группе импульсивных детей.
     Бывает и так, что ребенок дает много неверных ответов, несмотря на то, что думает над ними в течение длительного времени. Это свидетельствует уже не об импульсивности, а о недостаточной устойчивости его зрительной памяти. Очевидно, образ главного изображения он не удерживает до того момента, пока не завершится процесс сравнения.
     И повышенная импульсивность, и недостаточная устойчивость зрительной памяти преодолевается одинаковыми способами. Во-первых, поэлементным сравнением основного изображения с изображениями, предложенными для выбора. Во-вторых, называнием выполняемых действий вслух. Последнее следует осуществлять в два этапа: а) предварительный, планирующий (например: "Мне нужно выполнять задание внимательно и не торопясь, продумывая все время, как я буду действовать"; "Сперва буду сравнивать у рыбок плавники, затем хвосты" и т.д.) и б) текущий, аккомпанементный (например: "У глазного снеговика зеленое ведерко, а у этого серое" и т.д.)
     Рассмотрим теперь тот вариант, когда дети решают задачи данных серий правильно, но очень медленно. Это может быть обусловлено различными причинами. Укажем на главные: во-первых, инертный тип высшей нервной деятельности и, во-вторых, чрезмерная осторожность, связанная с неуверенностью в своих способностях.
     Дети первой группы заметно выделяются своим внешним поведением: они медлительны в подвижных играх, при выполнении разного рода физических упражнений. У таких детей следует постепенно вырабатывать более быстрый темп умственных действий. Определенный эффект может дать совместное нормирование взрослым и ребенком времени решения задачи с помощью секундомера.
     Что же касается детей второй группы, то они медлительны только при решении задач, которые считают для себя трудными. Работая с такими детьми, следует постоянно подкреплять их правильные действия; в частности, целесообразны замечания такого рода: "Правильно! Молодец! Ты можешь решать такие задачи и гораздо быстрее. Проверил себя один раз, почувствовал, что решил правильно, теперь давай посмотрим в ответы к задачам..." и т.п.
     В заключение укажем на своеобразие помощи, оказываемой ребенку при решении задач серии 2 по сравнению с решением задач серии 1, Так как в задачах серии 2 отсутствует основное изображение и выбирать нужно одновременно два рисунка, то ребенку следует посоветовать, в начале обратить внимание на крупные и яркие элементы изображений. Если эти элементы одинаковы, тогда нужно переходить к сравнению менее заметных частей.

Вернуться на развивающие тесты для малышей

     Серия 3 "Где спрятана простая фигура?" (ответы) и, серия 4 "Сложная - без простой" (ответы) предназначены для тренировки аналитического восприятия. При этом серия 4 от серии 3 отличается, лишь тем, что нужно найти сложную фигуру (орнамент), в которой простая фигура отсутствует. Чтобы вычленить из сложной фигуры заданную простую, последнюю постоянно надо удерживать перед своим мысленным взором. Но этому мешает восприятие других фигур и линий, включенных в тот или иной орнамент. Следовательно, здесь требуется проявить определенную "помехоустойчивость" зрительной памяти. Не у всех детей это, свойство развито в достаточной степени.
     Один из приемов преодоления этого недостатка в том, чтобы искать в сложной фигуре простую не целиком, а по отдельным ее элементам. Так сначала проверить наличие какой-либо одной-двух линий, а затем - дополнительных элементов и т.д. Если же исходный или дополнительный элемент, в орнаменте отсутствует, ребенок тотчас переходит к следующему орнаменту. Разумеется, чтобы, принять то или иное решение, необходимо тщательно просмотреть весь орнамент. Если этот прием не дает должного эффекта, пусть ребенок вооружится карандашом и ведет им над линиями, прослеживаемыми взором. Использование такой зрительной опоры намного облегчит процесс решения задачи. После того, как помехоустойчивость зрительной памяти ребенка значительно возрастет, предложите ему отказаться от указанного приема и решать задачу исключительно по памяти.

Вернуться на развивающие тесты для малышей

     В решении задач серии 5 "Загадочные картинки" (WWS: электронная версия пока отсутствует) большую роль играет беглость, подвижность процессов восприятия, способность изменять ракурс восприятия, вычленять в нем отдельные контуры, анализировать сложное переплетение линий, составлять из них новые сочетания и т.п. Важное значение имеет также своеобразная готовность увидеть любой неожиданный предмет в любой части картинки под любым ракурсом.
     Когда ребенок ищет на карточке вообще "какие-либо предметы", поиск, конечно, довольно труден. Ситуация значительно упрощается, когда он знает, что именно должен отыскать. Учитывая это, можно помочь ребенку: назвать 1-2 предмета, указанные в "Ответах к задачам".
     Если эта подсказка не помогает ему, тогда показываем 1-2 скрытых предмета и задаем вопрос: "Подумай, почему ты сам не заметил этого предмета". В результате проведенной работы ребенок начинает по-иному анализировать содержание картинки, а его аналитическое восприятие становится более острым и продуктивным.
     В инструкции по данной серии указано количество предметов, спрятанных на каждой картинке. Между тем некоторые дети об этом забывают. Найдя на картинке несколько предметов, они считают, что задание выполнено, и прекращают поиск. Поэтому следует обратить их внимание на инструкцию. Ребенок должен сосчитать, сколько предметов он нашел и сколько осталось найти. Обнаружив очередной предмет, он увеличивает свой счет на единицу, и так - пока не решит задачу. Такой процесс решения детям, как правило, очень нравится, и чем меньше предметов осталось найти, тем больше стремление поскорее решить задачу.

Вернуться на развивающие тесты для малышей

     Серия 6 "Вообрази, что получится" (ответы) предназначена для тренировки пространственного воображения, то есть способности оперировать в уме образами двух- или трехмерных объектов. При этом нужно удерживать в памяти результаты преобразований, выполненных на предыдущих этапах решения задачи.
     Если ребенок не справляется с задачами этой серии, следует предложить ему решить первую задачу, оперируя реальной салфеткой. При этом нужно продемонстрировать, что, свернув салфетку вчетверо и сделав в ней вырез, мы тем самым прорезали ее насквозь, то есть сделали одинаковые вырезы в каждой из четырех ее частей.
     Для того чтобы ребенок понял, что вырезы на развернутой салфетке по своей форме зеркально отражают друг друга, салфетку нужно разворачивать медленно и постепенно. Лучше, чтобы это делал сам ребенок. Иногда достаточно развернуть ее один раз, чтобы ребенок представил себе ее вид при полном развертывании.
     Задачи последующих трех серий 7-9 направлены на тренировку различных операций логического мышления. Рассмотрим вначале психологическое содержание задач, а затем выясним, какая помощь требуется некоторым детям для решения задач этих серий.

Вернуться на развивающие тесты для малышей

     Решение задач серии 7 "Пара - к паре" (ответы) заключается в установлении вида связи между двумя заданными предметами и составлении подобной пары предметов. Определить пару к заданному предмету трудно, так как на картинке есть предметы, объединенные с ним связями других видов.
     Задачи серии 8 "Противоположности на картинках" (ответы) требуют для решения выделения во всех представленных предметах существенных признаков, в первую очередь функциональных, при отвлечении от признаков привходящих, случайных. Таким путем ребенок получает возможность выбрать из четырех предложенных предметов тот, который противоположен заданному предмету по своему назначению.
     Задачи серии 9 "Пятый - лишний" (ответы) предусматривают вначале вычленение существенных свойств изображенных предметов, затем - обобщение предметов, обладающих одним и тем же свойством. Поскольку их в каждой задаче четыре, го пятый оказывается лишним.
     Трудности, с которыми сталкиваются дети при решении задач указанных трех серий, могут быть обусловлены прежде всего недостаточным знакомством с предметами, изображенными на картинках. Если ребенок не справляется с той или иной задачей, предложите ему рассказать о предметах, нарисованных на картинке, об их свойствах, где и как применяют эти предметы.
     Пробелы в знаниях ребенка свидетельствуют об относительной бедности его жизненных представлений. Для обогащения последних следует практиковать различные методы: чтение книг с красочными иллюстрациями, экскурсии с последующим обсуждением вынесенных ребенком впечатлений и т.п.
     Трудности, с которыми дети сталкиваются при решении описанных задач, часто можно объяснить также несформированностью у них таких понятий, как "главное", "существенное", "общее". Некоторые дети при решении задач разрывают двуединое условие - не просто найти предмет, который по какому-либо признаку отличался бы от остальных четырех, а сделать это так, чтобы все другие предметы были объединены тем или иным общим признаком. Например, при решении задачи № 89 ребенок лишним предметом называет сапоги, объясняя, что это единственный предмет, из нарисованных на картинке, который носят на ногах. Ответ как-будто правильный. Однако все дело в том, что при таком ответе все другие предметы нельзя объединить таким же общим признаком, противостоящим понятию "обувь".

Вернуться на развивающие тесты для малышей

     Чтобы определить, по какому принципу расположены фигуры в заданном ряду (серия 10 "Какая фигура следующая?" (ответы)), необходимо внимательно рассмотреть их и проанализировать, каким образом изменяются составные элементы при переходе от фигуры к фигуре (по количеству, пространственному расположению и т.д.)
     Если ребенок не может решить той или иной задачи, ему следует подсказать, что он должен выделить изменяющийся элемент фигур среди элементов неизменяющихся. Кроме того, нужно разъяснить ребенку, что изменения элементов фигуры носят не случайный, а закономерный характер, то есть происходят по определенному правилу. При этом подчеркивается, что нужно выбрать в нижнем ряду не просто такую фигуру, которой нет в верхнем ряду, а фигуру, которая продолжила бы этот ряд. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что возможны два варианта: либо завершить круг изменений (например, задача №102), либо начать повторный круг (например, задача N°100).
     Некоторым детям решить задачу мешает восприятие нижнего ряда фигур; оно может вызвать ошибочные догадки и т. п. В таких случаях следует закрыть этот ряд и попросить ребенка сказать, какой, по его мнению, должна быть искомая фигура. После этого нижний ряд открываем, и ребенок, следуя своему представлению, делает необходимый выбор, проверяя его затем с помощью взрослого.
     Для других детей представление готовых фигур для выбора, наоборот, служит подсказкой. Поэтому и по отношению к ним целесообразно (правда, только на заключительном этапе упражнения) закрывать нижний ряд фигур. Это затруднит процесс выполнения упражнения, а значит, будет способствовать более глубокой тренировке мыслительных способностей.

Вернуться на развивающие тесты для малышей

     Задачи серии 11 "Чем заполнить пробел?" (ответы) психологически неоднородны. В некоторых из них (№№111-113) пропуски заполняют на основе процессов восприятия и воображения: отправляясь от восприятия исходной конфигурации заданной фигуры, ребенок "достраивает" - ее в своем воображении, после чего отыскивает отсутствующий фрагмент среди предложений для выбора. Другие задачи рассматриваемой серии (№114-115) предусматривают заполнение пропусков на основе мысленного анализа и сопоставления, как исходной конфигурации, так и предложенных для выбора дополняющих элементов. И, наконец, третья группа задач (№116-121) построена аналогично задачам на продолжение фигурных рядов (различие здесь лишь в том, что исходные фигуры расположены не в один, а в два или три ряда).
     Остановимся на особенностях решения задач первых двух групп. Их можно решать двумя способами. Первый - использование пространственного воображения, второй - опора на аналитическое рассуждение.
     Определить, каким из этих способов пользуется ребенок, сравнительно нетрудно - достаточно проследить за его поведением при решении задач. Если ребенок решает задачу очень быстро, это значит, что он, по всей вероятности, применил первый способ. Если же он вначале делает безуспешные попытки, затем некоторое время думает над задачей, то это свидетельствует о том, что первый способ у него не сформирован и он вынужден обратиться ко второму.
     Для ребенка, опирающегося на пространственное воображение, тренировочная ценность задач данной серии состоит в том, что они позволяют еще более развить эту способность. При этом следует приучать ребенка к тому, чтобы он осознавал полученное решение.
     Предположим, ребенок решает задачу №114. Взрослый просит его объяснить, почему он выбрал именно тот, а не другой ответ. Для того чтобы заинтересовать ребенка, вызвать у него желание обосновывать свое решение, задаем дополнительный вопрос: "А может быть, это неправильный ответ, а неправильный ответ вот этот? Ну-ка, попробуй доказать что твой выбор правильный".
     Обосновывая свой выбор, ребенок указывает на то, что на месте вопросительного знака должен быть затушеванный треугольник, так как именно такой треугольник находится рядом слева (а треугольники внизу должны быть одинаковыми, как и вверху), что этот затушеванный треугольник должен быть повернут основанием так, чтобы оно составляло сторону ромба и т.д.
     Разумеется, если ребенок не сможет дать такое объяснение, взрослый помогает ему наводящими вопросами, в частности, называет те признаки фигуры, которые следует учитывать при решении данной задачи (форма, цвет, положение). Получив требуемый ответ, следует попросить ребенка еще раз объяснить способ решения задачи.
     Сложнее обстоит дело, если ребенок, решая задачу, не опирается на пространственное воображение. Безотносительно к тому, владеет ли такой ребенок мыслительным способом, следует помочь ему развить способности к пространственному воображению.
     Особое значение здесь имеет направляющая помощь взрослого.
     Конкретно это может выглядеть так. Скажем, при решении задачи №111 мы видим, что первый способ решения у ребенка не сформирован. Тогда взрослый говорит: "Посмотри внимательно на рисунок, который находится в правом верхнем углу карточки и выделен рамкой. Представь, себе что там, где стоит знак вопроса, также находятся полосы и что в целом здесь изображен ромб (Напомним: первоначальное ознакомление с понятием о ромбе предусматривается программой при подготовительных группах детских садов). Как должны быть расположены эти полосы? Если ты уже представляешь себе это, попробуй отыскать ответ среди тех, которые предложены для выбора".

     Представленные нами рекомендации, естественно, не могут быть всеохватывающими. Вполне возможно, что многие педагоги и родители встретятся в процессе занятий с вопросами, ответы на которые придется находить, опираясь на свой жизненный опыт, знание психологии ребенка, наблюдательность и любовь к детям.

Вернуться на развивающие тесты для малышей

На главную

 

Дизайн : WWS corporation & ROKI company.