На главную

 

 

Сайт основан 1 марта 2003 года

= Информация. Информационные процессы. Информационная система =

  • Аграрне суспільство, індустріальне, інформаційне. Понятие “информационного взрыва”.
  • Інформаційні ресурси. Інформаційні революції.
  • Кібернетика. Управляющие системы.
  • Информиационные технологии. Наука информатика. Информационная культура.

  • Аграрне суспільство, індустріальне, інформаційне. Понятие “информационного взрыва”.

    Информация служит важным средством существования общества, жизни и деятельности всех людей. Её объёмы быстро растут. Для создания чего-либо необходимо иметь вещество (материалы), энергию и ещё обязательно информацию. В начале века в промышленности и сельском хозяйстве использовались научные открытия, сделанные десятки, а иногда и сотни лет ранее. Теперь же динамика развития народного хозяйства требует использование новых научных идей через год-два после их появления. Причём с увеличением объёма производства в 2 раза объём необходимой информации возрастает в 4 раза. Во столько же раз возрастает потребность в средствах связи. Американский учёный Дж. Мартин отмечает: “Сейчас мы достигли такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир, доходит до тревожных величин. Печать весьма мягко и неудачно называет это "информационным взрывом", так как взрыв протекает быстро, рост же информации в перспективе не имеет конца”. Тем не менее, наш век - век “информационного взрыва”, к которому человечество стремительно двигалось: “Полагают, что возраст человечества равен примерно 600000 лет. Представим себе движение человечества в виде марафонского бега на 60км, который, где-то начинаясь, идёт по направлению к центру одного из наших городов, как к финишу. Большая часть 60-километрового расстояния пролегает по весьма трудному пути - через рощи и девственные леса, - мы об этом ничего не знаем, ибо только в самом конце, на 58-59-м километре бега, мы находим наряду с первым орудием пещерные рисунки как первые признаки культуры, и только на последнем километре появляется всё больше признаков земледелия. За 200 метром до финиша дорога, покрытая каменными плитами, ведёт мимо римских укреплений. За 100 метров наших бегунов обступают средневековые городские строения. До финиша остаётся ещё 50 метров, там стоит человек, умными и понимающими глазами следящий за бегом, - это Леонардо да Винчи. Осталось только 10 метров! Они начинаются при свете факелов и скудном освещении масляных ламп. Но при броске на последних метрах происходит ошеломляющее чудо: свет заливает ночную дорогу, повозки без тяглового скота мчатся мимо, машины шумят в воздухе, и поражённый бегун ослеплён светом прожекторов фото- и телекорреспондентов”. Это образное описание движения человечества к “информационному взрыву” дал швейцарский инженер и философ Г.Эйхельберг.

    Таким образом мы живём сейчас в информационном обществе, где интеллект и знания есть продукты производства. К этому этапу человеческая цивилизация пришла постепенно: сначала был этап аграрного общества, которое характеризуется развитием сельскохозяйственных отношений, связанных с системой землеиспользования. Затем был этап индустриального общества, которое характеризуется развитием промышленности и её технического обеспечения. Современный этап - этап информационного общества характеризуется развитием технологий получения, сохранения, накопления, обработки, обмена и продажи данных.

    Вернуться к меню

    Інформаційні ресурси. Інформаційні революції.

    Значение процессов, связанных с использованием информации, в настоящее время стало настолько значимым, что появилось новое понятие - информационные ресурсы. Современные информационные ресурсы - это научные теории, открытия, патенты и изобретения, экономико-математические модели, проекты машин и технологических процессов, сведения о недрах земли и океанов… Это весь веками накопленный духовный потенциал, являющей богатством страны. Это то, что определяет интеллектуальную мощь современного государства. Чем больше вырабатывается и используется в народном хозяйстве информационных ресурсов, тем выше уровень его функционирования, быстрее темпы развития. К.Маркс подчёркивал, что в процессе труда человек объединяет усилия рук и головы. (Соч.Т.23.с.181). В прошлом промышленная революция привела к появлению различных станков и механизмов. Они облегчили труд человека и благодаря этому увеличили его физические возможности. Сейчас на наших глазах происходит очередная IV информационная революция, благодаря которой быстро возрастают интеллектуальные возможности человека.

    І информационная революция - Появление письменности
    II информационная революция (XV век) - Изобретение книгопечатания
    III информационная революция (конец XIX- начало XX века) - Изобретение телеграфа, телефона, радио, телевидения
    IV информационная революция (70-е годы XX века) - Изобретение микропроцессора и персонального компьютера

    ЭВМ открыло новые возможности использования информационных ресурсов и выступает сейчас как почти неограниченный усилитель интеллектуальных способностей человека, т.к. ЭВМ – это информационная система, которая получает, хранит, преобразовывает, передаёт текстовую, числовую, графическую, музыкальную информацию. Необходимостью повысить полезную отдачу от применения вычислительной техники во всех областях человеческой деятельности вызвано становление новой науки – науки информатики.

    Вернуться к меню

    Кибернетика.

    Становление информатики началось в недрах такой науки как кибернетика. Норберт Винер. Кибернетика. 1948 год. Эти слова сейчас - своего рода кибернетические синонимы. Винер по праву назван отцом кибернетики. Его книга “Кибернетика” появилась в 1948 году и потрясла многих неожиданностью выводов. Хотя “кибернетический взрыв”, совершённый Винером, был подготовлен в процессе накопления знаний, которое привело к рождению нового качества. В истории кибернетики, как и в любой другой науке, два периода накопление материала и оформление его в новую науку. Быстрый прогресс в области автоматики, в области теории и техники построения самоуправляющих систем, появление понятия “обратная связь”, возникновение теории вероятности, разработка алгебры логики Д.Булем, теория физиологической активности Бернштейна, принцип функциональной системы Анохина, работы по физиологии Павлова. Вот тот фундамент, на котором возникла кибернетика. Инициатором объединения учёных многих специальностей для обсуждения далёких, казалось бы, друг от друга проблем стал Винер. Он в 1943 году в Пристоне собрал на неофициальный семинар группу нейрофизиологов, инженеров-связистов, конструкторов вычислительной техники. Все они были несколько удивлены, что заговорили на одном языке, хотя словарь его содержал термины из их столь разных наук. Здесь было узаконено слово “память”, здесь термин “обратная связь” перекочевал в живые организмы, здесь согласились измерять количество информации битом. “Я считаю, - писал Винер, - что встреча в Пристоне дала жизнь новой науке кибернетике”. Связь и управление являются фундаментальными понятиями кибернетики и объединяют все теории, которые лежат в её основе. Но понятие “кибернетика” впервые появилось в первой половине XIX века, когда французский физик Андре Мари Ампер, известный нам из курса физики по закону Ампера, решил создать единую классификацию всех наук, как существовавших в то время, так и гипотетических (которые должны существовать, но в то время не существовали). Он предположил, что должна существовать некая наука, занимающаяся изучением искусства управления. Ампер не имел в виду управление техническими системами, поскольку сложных технических систем в ие времена ещё не было. Он имел в виду искусство упраления людьми, т.е. обществом. Эту несуществующую науку Ампер назвал кибернетикой от греческого слова кибернетикос (искусный в управлении).

    Кибернетика - наука об управлении. А управление - это циклический информационный процесс (получение, переработка, передача информации). Кибернетика изучает с точки зрения управления и биологические, и технические, и социальные системы. Кибернетика отходит, абстрагируется от физической, материальной стороны дела и рассматривает теоретические основы управления как такового, её интересуют лишь наиболее общие закономерности процессов управления в таких управляющих системах как: центральная нервная система человека (животных), автоматы, роботы, компьютеры, административные органы управления в обществе.

    И информатика, и кибернетика имеют дело с информацией, с компьютерами, что сближает обе науки, делает их союзниками, “сёстрами”. Выйдя из кибернетики, информатика приобрела статус самостоятельной науки, которая опирается на кибернетику, применяет достижения этой науки для внедрения информационных технологий в общество. Таким образом можно сделать вывод, что кибернетика входит в теоретическую базу информатики.

    Вернуться к меню

    Информиационные технологии. Наука информатика. Информационная культура.

    Информатика - это наука об информационных системах, которые осуществляют информационные процессы. По своей природе такие системы относятся к числу человеко-машинных. Поэтому информатика занимает, как бы, промежуточное положение между точными науками с их чёткими законами, выраженными количественно на языке математики, и общественными науками, оперирующими больше смысловыми категориями и понятиями, словесными описаниями, логикой. Информатика рождается на стыке теории, техники и практики управления. Информатика представляет собой сплав, тесное единство людей умственного труда, кибернетики и компьютерной техники в практическом действии. Поэтому говорят, что информатика изучает информационные технологии, т.е. процессы применения компьютеров в народном хозяйстве для достижения каких-либо производственных целей.

    Информационной технологией называется совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляют информационные процессы во всех сферах жизни и деятельности человека.
    Информационная технология - это понятие новое и старое одновременно. До середины XIX века существовали "ручные" технологии, инструментарием которых были: ручка, бумага, книга. Передача информации на дальние расстояния осуществлялась путём пересылки писем и пакетов. С конца XIX века человек перешёл к механическим технологиям, инструментарием которых были: печатная машинка, телефон, телеграф. С середины XX века начался период электронных технологий, благодаря возникновению новых форм представления и способов сохранения информации, которые используются в компьютере и компьютерных сетях.
    К информационной технологии относится фиксация информации, выполнение счётных операций, выполнение копировальных действий, связь. До появления ЭВМ все эти процессы осуществлялись отдельно друг от друга. Средства фиксации информации: рисунки, язык, письменность, книгопечатание, пишущие машинки, фотоаппараты, фотокамеры, магнитофоны. Средства счёта: пальцы, камешки, абак, линейка, арифмометр, табулятор, перфоратор, калькулятор. Копировально-множительная техника: фотокопиры, электрокопиры, светокопиры. Средства связи: сигналы, гонцы, телеграф, телефон, радио, телевидение. ЭВМ позволяет все процессы объединить воедино. ЭВМ (компьютер) – это средство и для фиксации информации, и для счёта, и для копирования, и для связи, поэтому и появились такие понятия, как информатика, информационные технологии после появления электронно-вычислительных машин. Само название “вычислительная машина” не отражает, на самом деле, значение компьютера, его возможностей. Слово “вычислительная” отражает, скорее, сущность компьютера, его устройство, потому что, чтобы не делала ЭВМ: считала, рисовала, воспроизводила мелодию, работала с текстами, передавала информацию на расстояние, на самом деле она считает. Последнее время компьютер определяют как информационную систему. В зависимости от назначения различают поисковые информационные системы, справочные информационные системы, управляющие информационные системы, интеллектуальные информационные системы. Информационная система - это система, которая предназначена для сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, необходимой пользователю. Информационная система - это сложная система, которая состоит из технического обеспечения и информационного обеспечения.

    Информационная технология монтируется из нескольких основных элементов: изучение цели, задач и потоков информации, необходимой для их решения в динамики, в движении; потом создание математической модели и поиск способов получения оптимальных решений; разработка алгоритма, то есть чёткого правила преобразования исходных данных в конечные результаты; ввод и отладка программ, записанных в память ЭВМ; решение организационных, кадровых, юридических и социально-экономических вопросов. При монтаже информационных технологий должны соблюдаться некоторые принципы - важнейшие положения, нарушение которых может привести к неудаче и подорвать доверие к идеям информатики.
    Первый принцип успешного применения информационной технологии заключается в том, что информационные технологии основываются на человеко-машинных системах и приспосабливать технологии надо к людям. Но и люди должны обладать информационной культурой, т.е. должны уметь целенаправленно работать с информацией и использовать для её хранения, получения, обработки и передачи современные информационные технологии.
    Второй принцип успешного применения информационной технологии заключается в том, что информационные технологии должны иметь возможность быстро, гибко развиваться.
    Третий принцип успешного применения информационной технологии заключается в том, что информационные технологии дополняют другие технологии, поэтому информационные технологии должны быть открытыми и стыковаться с другими технологиями и системами.
    Информатика относится к так называемым технологиям высокого уровня, отличающимся исключительной сложностью и тонкостью. Она требует сложной подготовки, больших первоначальных затрат и постоянного обновления техники. Она активно преобразует другие технологии и в конечном счёте формирует новый стиль работы и даже уклад самой жизни. Без высокообразованных людей информатики нет. Специалист по информатике должен обладать аналитическим мышлением математика, логическим мышлением следователя, конкретным мышлением физика или бухгалтера и образным мышлением художника. Информационные технологии очень быстро развиваются, совершенствуются, поэтому здесь, как у Кэрролла в “Зазеркалье”, приходится “бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте”. Информационные технологии позволяют человечеству искать и концентрировать информацию, постичь пути эффективного использования богатства знаний и опыта, накопленного человечеством, органически соединить мощь современных электронных машин и человеческого ума в борьбе за будущее.

    Вернуться к меню