На главную

 

 

Сайт основан 1 марта 2003 года

Обучение - это общение человека с человечеством.    А. Петровский

Печатные издания

  Брошюра, книга, статья в сборнике.



      С.В. Васильченко, Л.А. Черникова
      Изучение темы "Текстовый редактор" на уроках информатики в средней школе.
      Методические рекомендации для учителей информатики
      Типография: Днепровский металлург, г. Запорожье, 1994 г.

      Методические рекомендации содержат поурочное планирование темы "Текстовый редактор", описание текстовых файлов, применяемых на лекционных и практических занятиях, описания кратких инструкций по работе с программой, описание самостоятельных работ. Предлагаемый методический материал ориентирован на изучение текстового редактора "Text editor v.1.0 Корвет CP/M-80".



      С.В. Васильченко, А.В. Курган, Р.Ю. Сикорский, Л.А. Черникова
      Информатика 10-11 класс / Рабочая тетрадь с заданиями по 12-бальной шкале оценивания учебных достижений учащихся.
      Издательство: Премьер, г. Запорожье, 2002 г.

      Данная рабочая тетрадь построена в полном соответствии со школьной программой по информатике для 10-11 классов, на основании "Критериев оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования", предложенных Министерством образования и науки Украины, Институтом педагогики АПН Украины, Научно-методическим центром среднего образования Министерства образования и науки Украины, в соответствии с решением коллегии Министерства образования и науки, общим приказом Министерства образования и науки Украины и Академии педагогических наук Украины "О внедрении 12-балльной шкалы оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования".
      Авторы стремились построить вопросы и задания таким образом, чтобы в точном соответствии с 12-балльной шкалой оценивания учебных достижений учащихся создать модель механизма такого оценивания. Рабочая тетрадь дает возможность преподавателю дифференцировать работу с учащимися, предусматривает их самостоятельную работу.



      Збірник навчальних програм з інформатики
      Упорядник Л.А. Чернікова
      Видавництво: Прем'єр, г. Запоріжжя, 2002 р.

      Даний збірник навчальних програм з інформатики підготовлений за результатами конкурсу авторських програм серед шкіл міста Запоріжжя. Представлені в збірнику програми пройшли апробацію в навчальному процесі і були відібрані членами конкурсного журі як кращі у своїх номінаціях. Усі програми затверджені Науково-методичною Радою Запорізького обласного інституту післядипломної педагогічної освіти і рекомендовані для використання в школах Запорізької області, автори програм заперечень не мають.
      Дійсний збірник буде цікавим як досвідченим, так і починаючим викладачам інформатики.

      В збірнику є Програма спецкурсу "Web-дизайн" для 10-11 класів (Васильченко С.В.)


Будем знакомы!

Васильченко Светлана Владимировна

     Учитель-методист, категория высшая, учитель информатики с 1987 года. Работала на компьютерах: Агат,Корвет,IBM.
     С 2006 года старший преподаватель НМЦ ИИТН ЗОИППО


Черникова Людмила Антоновна

     Рецензент. Методист ЗОИППО по информатике, учитель-методист, категория высшая.
     С 2006 года Заведующая НМЦ ИИТН ЗОИППО


Рекомендации к использованию

  Возможности Web-курса информатики

      Информацию сайта можно использовать, как электронный учебник. По мере необходимости ссылаться на него на уроках: для проведения тематических аттестаций, при объяснении нового материала, в качестве иллюстраций.
      Сайт помогает на уроках организовать индивидуальную работу, осуществлять дифференцированный подход. Учащиеся успевающие в обучении, отстающие имеют возможность работать по собственному плану.
      Для учащихся, имеющих домашний компьютер, хорошо с сайтом работать в домашних условиях.


Сетевые технологии в обучении информатике

  Описание опыта использования Web-курса информатики

 

    Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается с той минуты, когда человек, распростившись со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих знаний.

Д.И. Писарев

      Образование по своей природе является одним из самых информационно-ёмких процессов, поэтому его прогресс напрямую зависит от развития информационных технологий (ИТ). В связи с этим реформирование системы образования становится неизбежным вследствие революционных изменений в ИТ и развития «всепроникающей» сети Internet.
      В концепции информатизации общеобразовательных учебных заведений Украины определено, что «Однією із найсуттєвіших складових інформатизації навчальних закладів є інформатизація навчального процесу - створення, впровадження та розвиток комп’ютерно-орієнтованого освітнього середовища на основі інформаційних систем, мереж, ресурсів та технологій, побудованих на базі застосування сучасної обчислювальної і телекомунікаційної техніки.
      Головною метою інформатизації загальноосвітніх навчальних закладів є підготовка підростаючого покоління до повноцінної плідної життєдіяльності в інформатизованому суспільстві, підвищення якості, доступності та ефективності освіти.»
      Поэтому требованием современного развития общества, актуальным на сегодняшний день является использование новой информационной среды, которая основана на цифровом представлении информации и на локальных или сетевых возможностях доступа к ней.
      На протяжении 20-летнего становления школьного курса информатики учителя пытаются преодолеть несколько проблем, которые существуют на уроках информатики. Это такие проблемы как:
      - разноуровневая подготовленность учащихся к восприятию курса информатики;
      - быстрое обновление содержания курса;
      - отсутствие единого (современного) учебника;
      - отсутствие дидактического материала.
      Для решения этих проблем автором были испробованы различные пути их преодоления, изучены различные педагогические технологии обучения. Была сформулирована гипотеза (осень 2000 года!), что на уроках информатики, возможно, использование формализованной модели содержания курса информатики, представленной педагогическими программными средствами, подготовленными на основе телекоммуникационных возможностей компьютера.
      С целью реализации такой возможности, на школьном сервере в 2001 году были развернуты первые страницы Web-курса информатики. Время шло, сайт наполнялся и с 2003 года в структуре сайта имеется перечень изучаемых тем, их поурочное планирование, содержание теоретического материала и практических заданий к каждой теме, тесты, задания к тематическим аттестациям.
      Как использовать созданную информационную среду в учебно-воспитательном процессе «подсказала» АСО (адаптивная система обучения, автор: А.С. Границкая) – технология индивидуализации обучения. В основе АСО лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения. Организационная структура урока позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся, что в свою очередь требует перехода к непрерывному управлению, обеспечивающему надежную реализацию на практике основных положений теории деятельности. Учение, как один из видов деятельности человека, в условиях АСО становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, управляемой посредством использования различных обучающих и контролирующих программ, сетевого плана.
      Организационную сущность АСО можно представить в виде модели

      В этой модели учитель часть времени, как и всегда, работает со всеми учащимися класса, обучает их. Остальное время в учебном процессе вообще и на уроке в частности используется для самостоятельной работы учащихся. Казалось бы, что же тут нового? Ведь так и работаем. Суть, однако, в том, что эффективность урока заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально.
      На каждом уроке учитель чему-то обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, одновременно тренирует), а затем работает в индивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди). Учащиеся соответственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально и самостоятельно под руководством учителя. Самостоятельная работа учащихся продолжается дома. Однако может возникнуть ситуация, когда некоторые учащиеся по тем или иным причинам не выполняют задание, предназначенное для самостоятельной работы дома или пропустили урок. Но даже в этом случае, придя в класс, они могут безболезненно включиться в отдельные виды работы на уроке, так как не все из режимов работы на уроке базируются на домашнем задании, которое выполняется по особой программе.
      В АСО должно осуществляться непрерывное управление всей самостоятельной работой учащихся при помощи сетевого плана, графика самоучета, и сплошной контролируемости результатов всех видов самостоятельной работы. Весь комплекс контроля нацелен на формирование внутреннего самоконтроля, являющегося признаком овладения правильно выполняемым действием. И тогда шаг за шагом снимается внешний контроль — ученик готов правильно действовать сам.
      В условиях АСО обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению работать коллективно, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать — это то, чему ученик должен научиться в школе.
      Вместо прерывистого (дискретного) управления, когда задания выдаются порциями на каждом уроке, в АСО используется непрерывное управление при помощи сетевого плана, графика самоучета.
      Применение компьютерных технологий в АСО образует отличную от традиционной новую дидактическую систему, в учебно-воспитательном процессе появляется третий равноправный субъект: информационно-компьютерная среда.

       Такая организация учебного процесса способствует достижению следующих целей:
      - развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей;
      - содействие выполнению учебных программ каждым учащимся;
      - повышение учебной мотивации;
      - развитие познавательных интересов;
      - формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества;
      - формирование умений работать с информацией;
      - развитие коммуникативных способностей;
      - формирование исследовательских умений;
      - формирование умений принимать оптимальное решение;
      - подготовка личности к жизнедеятельности в информационном обществе;
      - создание таких условий обучения, в которых каждый учащийся может максимально реализоваться.

      «Главное в современном мире – это самообразование» - такова ведущая педагогическая идея использования Web-курса информатики, поэтому:
      - учитель должен научить учиться, экспериментировать, самостоятельно осваивать новые технологии, искать информацию, необходимую для достижения определённой цели;
      - учитель должен воспитать стремление познавать новое.
      Web-курс информатики является динамичной, быстро обновляемой, постоянно развивающейся, совершенствующейся средой.
      В контент сайта включен сетевой план (например тема «Текстовый редактор», тема «Создание презентаций». Таким образом, каждый учащийся перед работой над очередной темой курса имеет возможность узнать, какие вопросы ему надо будет изучить и за какое количество уроков, для каждого уровня учебных достижений представлен перечень умений и навыков по теме, а также весь теоретический материал, практические, домашние, тестовые задания.
      Учитель при разработке темы курса, при подготовке к урокам, по необходимости корректирует информацию сайта: изменяет теоретический материал, практические задания, дополняет ссылки на другие источники, дополняет базу данных тестовых заданий.
      В системе Web-курса информатики используются пять видов тестовых заданий:
      1. Выбор одного правильного ответа из множества вариантов (4-5 шт.).
      2. Выбор нескольких правильных ответов из множества вариантов например.
      3. Установление правильной последовательности (упорядочивание) например.
      4. Установление соответствия например.
      5. Отсортировать объекты, понятия например.
      Результаты выполненных тестовых заданий передаются на сервер и сохраняются в специальных файлах-протоколах.

       Размещение Web-курса информатики в Интернете (http://school.ciit.zp.ua/) позволило ученикам использовать данную среду в домашних условиях, во внеурочное время для самоподготовки. В будущем данный Web-курс информатики планируется преобразовать в дистанционный курс «Школьная информатика».
      Таким образом, на примере использования Web-курса информатики в учебном процессе можно утверждать, что система образования трансформируется, переходит на уровень трисубъектных отношений: учитель-ученик-информационно-компьютерная среда, которые усиливают личностно-ориентированный аспект передачи знаний от поколения к поколению.

       Литература
1. Границкая А.С. Начить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе //М “Просвещение”.—1991.
2. Пєтухова Л.Є., Співаковський О.В. До питання про трисуб’єктну дидактику //Комп’ютер у школі та сім’ї №5, 2007